А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Разъяснение Законодательного Собрания Приморского края порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим т

14 февраля 2012

Законодательное Собрание Приморского края разъясняет закон Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".

  1. Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются родители либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более детей.

    Как уже разъяснялось ранее, мы полагаем, что заявление о предоставлении земельного участка может быть подано одним из родителей трех и более детей. Соответственно, в том случае, если заявление подано от гражданки, которая является матерью трех и более детей, нет оснований требовать документ органа социальной защиты населения о том, что она является одинокой матерью. Более того, частью 1 статьи 5 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются гражданами к заявлению о предоставлении земельного участка. Из данной нормы следует, что предоставление таких сведений не требуется.

    В случае, если заявление подано от граждан, но только гражданка является матерью трех детей, а гражданин является отцом только двух детей, полагаем, что право на подачу заявления имеет только мать как гражданка, имеющая трех детей. Обращаем внимание на то, что данный вывод основан на комплексном анализе Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".

    В настоящее время ведется работа по разработке изменений в данный Закон Приморского края с целью уточнения формулировки определения граждан, имеющих трех и более детей, и обладающих правом на подачу заявления о предоставлении земельного участка.

  2. Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей. В обращении указано, что комплексный анализ норм Закона позволил сделать вывод о том, что заявление о предоставлении земельного участка должны подавать оба родителя либо одинокие мать или отец.

    С данным выводом согласиться нельзя, поскольку далее в части 7 статьи 5 Закона установлены основания для отказа во включении в реестр граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка. Одним из таких оснований является предоставление земельного участка ранее по заявлению одного из родителей детей, указанных в части 1 статьи 5 Закона.

    Следовательно, Законом предусмотрено не только включение в реестр, но и предоставление земельного участка по заявлению одного из родителей.

    Однако нельзя не согласиться с тем, что часть 1 статьи 2 Закона возможно нуждается в уточнении, более четкой формулировке для определения круга лиц, которые должны подавать заявление о предоставлении земельного участка. С этой целью в настоящее время уже ведется разработка проекта закона Приморского края о внесении изменений в данный Закон.

    Тем не менее нормы Закона в совокупности предполагают, что заявление может быть подано одним из родителей, с которым трое и более детей проживают по одному месту жительства, соответственно при соблюдении иных требований, установленных Законом.

    Рабочей группой по выработке изменений в Закон рассматривается также вопрос об установлении случаев, при которых заявление подписывается одним либо двумя родителями, а также случаев, при которых необходимо истребование документа, подтверждающего отказ одного из родителей от участия в процедуре получения земельного участка.

    В том случае, если с заявлением обратилась гражданка (гражданин), имеющая (имеющий) трех и более детей, не состоящая (не состоящий) в браке, полагаем, что в данном случае заявитель имеет право на включение в реестр для получения земельного участка, при условии, что несовершеннолетние дети проживают с ней (ним) совместно.

    В соответствии со статьей 24 Семейного кодекса Российской Федерации при расторжении брака в случае отсутствия соглашения между супругами о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, суд при вынесении решения о расторжении брака обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

    Кроме того, статьей 5 Закона, установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается документ, подтверждающий проживание граждан (гражданина) и детей по одному месту жительства на территории Приморского края.

    Таким образом, при отсутствии зарегистрированного брака у обратившегося с заявлением родителя должно быть подтверждение отсутствия зарегистрированного брака, а также того, что несовершеннолетние дети проживают с ним совместно.

    Что касается вопроса предоставления документов о временной регистрации по месту жительства в качестве подтверждения регистрации по одному месту жительства граждан и детей, сообщаем, что данный вопрос в настоящее время также рассматривается рабочей группой, разрабатывающей изменения в Закон. Тем не менее, полагаем, что временная регистрация по месту жительства может являться подтверждением проживания граждан и детей по одному месту жительства, но только при условии, что постоянно граждане или дети зарегистрированы в пределах Приморского края, а не на территории других субъектов Российской Федерации.

    Данный вывод основан на том, что в соответствии с частями 9 и 10 статьи 5 Закона уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края на основании представленных органами местного самоуправления решений формирует реестр граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно на территории Приморского края, а повторное предоставление таких земельных участков одним и тем же гражданам не допускается.

    По вопросу предоставления земельного участка семье, в которой гражданка и дети зарегистрированы в общежитии, а гражданину отказано в регистрации, полагаем, в данном случае с заявлением вправе обращаться гражданка (мать), поскольку в настоящее время Законом установлено требование о необходимости совместного проживания граждан (гражданина) и детей по одному месту жительства.

    Что касается вопроса о необходимости подтверждения гражданами отсутствия приобретения земельных участков в собственность на территории Приморского края, полагаем, что обязанности по предоставлению гражданами таких документов не предусмотрено в связи со следующим.

    Частью 1 статьи 5 Закона установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются гражданами к заявлению о предоставлении земельного участка. Из данной нормы следует, что предоставление таких сведений не требуется.

    Кроме того, пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона установлено, что земельные участки предоставляются бесплатно тем гражданам, которые на дату подачи заявления не получали земельные участки в собственность на территории Приморского края на основании именно данного Закона. Указанной нормой не предполагается любое предоставление земельных участков в собственность граждан при реализации ими своих прав на основании действующего законодательства.

    Информацией о предоставленных на основании Закона земельных участках, о гражданах, которым предоставлены такие земельные участки на территории Приморского края, должны располагать как уполномоченные органы местного самоуправления, предоставляющие земельные участки, так и орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный на ведение реестра граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.

    По вопросу предоставления выписок из домовых книг гражданам, проживающим в частном секторе, считаем, что следует руководствоваться приказом Федеральной миграционной службы (далее - ФМС) от 20.09.2007 №208, утвердившим Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Указанным документом установлен порядок предоставления данной государственной услуги, определены сроки и последовательность действий Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Повторно обращаем Ваше внимание на то, что вышеизложенные разъяснения по тем вопросам, которые в настоящее время являются предметом обсуждения членами рабочей группы по выработке изменений в Закон, носят рекомендательный характер, поскольку изменения в этой части в Закон еще не внесены.

    По вопросу о распространении действия норм Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" на случаи получения гражданами таких земельных участков на территории других субъектов Российской Федерации позиция Законодательного Собрания сводится к следующему. Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Безусловно, законы Приморского края распространяют свое действие на правоотношения, возникающие только на территории Приморского края, и не могут распространяться на правоотношения, возникающие на территории других субъектов Российской Федерации. Правовые последствия получения земельных участков гражданами, имеющими трех и более детей, на территории двух и более субъектов Российской Федерации могут быть установлены только на федеральном уровне.

        ДВ-гектар.png  Горячая линия.png линия3.jpg