А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Игорь Пушкарев: "Наследие саммита АТЭС во Владивостоке мы еще до конца не осознали"

Деловой еженедельник "Золотой Рог", 2013

На вопросы «ЗР» ответил глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев

Мэр Владивостока Игорь ПУШКАРЕВ – определенно счастливчик. На его глазах и с его участием Владивосток кардинально изменился. Предписанная роль центра международного сотрудничества с АТР городу все больше нравится, он входит во вкус нового имиджа и выстраивает грандиозные планы развития.

Основная ипостась мэра – это забота о городском хозяйстве, жизнеобеспечении, благоустройстве, образовании. К примеру, о детских садах Игорь Пушкарев говорит всегда. Это было его предвыборное обещание, выполнять которое оказалось непросто: около двух сотен советской постройки детсадов его предшественниками были проданы, переданы в долгосрочную аренду и т.д. Тем не менее часть он вернул, отремонтировал и открыл, строит и сады с нуля.

Но в таком городе, как Владивосток, на мэре лежит и другая ответственность - изменить имидж приморской столицы, оправдать многомиллиардные инвестиции, которые сделаны федеральным правительством и крупными компаниями. Четыре года на создание современного города работала, можно сказать, вся страна.  А прошедший осенью прошлого года саммит АТЭС лишь подвел промежуточную черту – дальше, используя современную инфраструктуру и политический капитал, нужно наращивать возможности развития. Это другая стратегия и другая мера ответственности.

О новом Владивостоке корреспондент «ЗР» беседовал с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым.

- Игорь Сергеевич, волей судеб Владивосток попал в фокус внимания федерального центра и мирового сообщества. А саммит АТЭС принес городу немалые дивиденды в виде новой инфраструктуры, благоустройства, паблисити и т.д. Во что их конвертирует городская администрация сегодня?

- Я думаю, мы еще не осознали до конца наследие саммита, и с каждым годом, удаляясь от этого события, будем все больше понимать его долгосрочные последствия. Заложен такой мощный фундамент, который обеспечит развитие нарастающими темпами на многие годы вперед.

Внешние атрибуты перемен у всех на виду, город стал абсолютно иным. Но для меня главное - меняется психология жителей в лучшую сторону, они стали больше любить и ценить свой город. Самый главный показатель: население города растет, если до этого двадцать лет мы убывали, то за четыре последних года мы выросли на 21 тысячу человек. В прошлом году мы преодолели так называемый демографический крест – у нас стало рождаться больше, чем умирать. Это стало возможным потому, что меняется качество жизни, город становится привлекательным для молодежи - строятся детские сады, школы, стадионы, продолжается масштабное благоустройство. Еще недавно во Владивостоке даже погулять было негде - сегодня у нас появляются новые скверы, набережные – их уже четыре.

Город становится совершенно другим с точки зрения экологии. Половина котлов на ТЭЦ-2 переведена на газ, на газе ТЭЦ-1, «Северная», это значит, что на наши головы падает на 11 тонн золы меньше. В ближайшее время заработают очистные сооружения, и мы надеемся, что через несколько лет можно будет купаться прямо в черте города.

Особая тема – десятки километров построенных и реконструированных дорог. Они не только позволяют жителям комфортно добираться из одного микрорайона в другой, но и дали дополнительные возможности для развития бизнеса.

Идет мощное жилищное строительство, мы уже превысили советские объемы ввода жилья. Но и, этого еще недостаточно, нужно добиться того, чтобы оно было доступным. У нас очень дорогое жилье, потому что есть спрос, и чтобы снизилась цена, нужно строить больше, и мы строим микрорайонами. Это стало возможным благодаря тому, что в городе созданы новые энергетические сети и коммунальная инфраструктура, построены новые водоводы. Владивосток 35 лет «висел» на одной трубе, по которой вода подавалась в том числе и на ТЭЦ. Когда происходила какая-то авария, мы все тряслись, потому что могли 600- тысячный город разморозить. Сейчас есть резерв – это стабильность системы. Мы в два раза увеличили надежность наших подстанций.

Уже в ближайшее время у нас будет больше возможностей принимать гостей - сдадут два отеля категории пять звезд. Кстати, за Уралом подобного уровня гостиница есть только в Екатеринбурге. И это вовсе не излишество: когда в городе проводятся крупные мероприятия, фестивали, мне даже самому приходилось подключаться, чтобы поселить гостей – не хватает мест. Теперь появятся современные площадки, на которых можно проводить крупнейшие мероприятия самого высокого уровня.

Что это дает конкретному человеку, горожанину? Наследие саммита АТЭСконвертируется в новые рабочие места, налоги, дальнейшее развитие территории.

- Насколько выполнены программные задачи и финансовые параметры подпрограммы ФЦП «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР»?

- Есть ряд объектов, строительство которых будет завершено в ближайшее время. Это гостиницы, про которые я уже говорил. В этом году начнет работать театр оперы и балета, остались считанные месяцы до того, как в нем пройдет первая премьера. Я недавно был на этом объекте, хочу сказать, что ничего подобного на Дальнем Востоке нет, он поднимет город на очень высокий культурный уровень. На следующий год перенесен срок ввода океанариума на о. Русском - крупнейшего в Азии. Он тоже должен стать колоссальной точкой роста, чтобы привлекать туристов, а жителям будет куда пойти. Это прекрасная база для большой науки.

Необходимо достроить Пушкинскую депрессию питьевой воды. Для запуска очистных сооружений нужно завершить строительство сетей по городу, чтобы собирать все стоки. Конечно, необходимо доделывать дороги, строить дополнительные развязки и съезды. Все это будет сделано, в этом нет никаких сомнений. Я мечтаю о том времени, когда все раскопки по городу будут завершены и все системы начнут работать в полную силу.

- Очевидно, что такого строительного бума в ближайшие годы в городе не будет, но и остановки тоже не должно быть: развитие Владивостока вошло в Госпрограмму развития ДВ и БР в качестве комплексного инвестиционного проекта. Но есть большой вопрос: огромный объем финансирования, определенный для его реализации, пока можно рассматривать лишь как выражение пожеланий, планов - источники инвестиций пока не определены, даже в части федерального бюджета.  Что вы думаете по этому поводу? Какие механизмы привлечения инвестиций могут быть задействованы для реализации этого проекта? Что в этом плане может и должна делать муниципальная власть?

- Конечно, город получил большие федеральные деньги, но мы и сами выступаем крупным инвестором: детские сады, спортивные сооружения,  ремонт дорог, многоквартирных домов, благоустройство - это муниципальный бюджет. На многие программы мы получаем федеральное софинансирование, в частности на расселение из ветхого и аварийного жилья. И будем дальше получать, потому что участвуем в этих программах и своими деньгами. В нашей казне остается только 9% налогов, которые собираются в городе, остальное отдаем в краевой и федеральный бюджеты, поэтому, считаю, у нас есть все основания, чтобы они возвращались целевым образом на решение вопросов с ветхим и аварийным фондом.

Но главное, в городе будут и дальше реализовываться крупные проекты. Потому что для страны нужно, чтобы Владивосток развивался, чтобы Россия интегрировалась в АТР и играла все большую роль в этом регионе. Другого варианта нет. Для меня это очевидно.

Программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона только подписана, прошло-то всего два месяца. Она, на мой взгляд, ясно обозначает перспективы. Сейчас документы, которые принимаются правительством, – исполняются. Чтобы убедиться в том, что это так, – посмотрите в окно.

Конечно, большая ставка делается на частные инвестиции, и мы во Владивостоке имеем хороший опыт их эффективного вложения. Взять, к примеру, завод по сборке автомобилей «Соллерс-ДВ». Никто не верил в этот проект, думали, так – чтобы люди успокоились после повышения пошлин. Соберут две машины для картинки и уедут. Но уже в прошлом году с конвейера предприятия сошло 32 тыс. машин, в этом году будет 50 тысяч, в следующем - 100 тысяч. Предприятие набирает специалистов, создавая порядка 3 тысяч рабочих мест.  Производство получит газ, строятся новые цеха, идет планомерное развитие.

- Им предоставлены какие-то особые условия?

- Льготный тариф для провоза автомобилей в Центральную Россию. Но перед ними поставлены и жесткие условия по локализации производства, это значит, что они должны последовательно рядом создавать собственные производства автокомпонентов. Автомобиль состоит почти из 7 тысяч деталей – вот где возможности: создавай цеха по производству рулей, колесных дисков, штамповки кузовов и так далее. Получается, одно предприятие может создавать вокруг себя десятки производств.

Есть и такие данные: наши порты сейчас уже перерабатывают больше грузов, чем в советское время, и этот объем будет увеличиваться. Одно рабочее место в портовом комплексе создает до 14 новых в смежных отраслях: работу получают железнодорожники, автомобилисты, таможенники, пограничники, банкиры, декларанты, судовладельцы и так далее.

- Но порт в центре города и поток фур – это бедствие для горожан.

- Ничего плохого в этом нет, но нужно правильно развивать городскую дорожную инфраструктуру. Посмотрите на город Пусан – огромный порт, который переваливает более 500 млн тонн грузов в год и является крупнейшим в Азии транспортным хабом. Множество портов города соединено выделенными магистралями, и грузы не мешают жизни горожан. Но вы хотите все сразу: проснуться - и хрустальный мост до городу Парижу. Все решаемо, но нужно время. К примеру, со строительством дороги Де-Фриз - Седанка – о.Русский сняты все вопросы по перевозке грузов из рыбного порта, что на мысе Чуркин. Они уже уходят, минуя город. Таким же образом будут решены вопросы и для Владивостокского морского торгового порта. Мы ставим задачу в ближайшие пять лет построить Владивостокскую кольцевую дорогу, мы в шутку называем ее ВКАД. От низководного моста на Седанке вдоль моря на Эгершельд, на Канал с выходом на дорожную сеть острова Русского. Все грузовики из торгового порта пойдут по ней. Ее начинали строить еще в начале 80-х, потом бросили. Мы будем делать это поэтапно, начали проектирование, в следующем году приступим к строительству.

- А где деньги возьмете? Они у вас уже есть?

- Мы будем добиваться, чтобы этот объект включили в Программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Есть поддержка на правительственном уровне, поскольку это важнейший инфраструктурный проект. Ведем переговоры с китайскими инвесторами, которые готовы реализовать этот проект на условиях концессии на 20 лет. Это дорога - дублер, и она может быть платной, а у горожан будет выбор: толкаться в пробках и жечь бензин или за небольшую плату быстро выехать из города. Это мировая практика. Но конечно, я бы хотел, чтобы она была бесплатной. Ведем переговоры с Минтрансом.

Это откроет огромные возможности для развития порта, увеличения его мощностей до 20 млн тонн. Есть идея закольцевать железную дорогу вокруг Токаревского мыса и построить причалы с выходом на Амурский залив. Раньше были возражения, что это излюбленное место отдыха горожан, единственный пляж, где более-менее чистая проточная вода. Но сегодня, когда есть мост на о. Русский, мы создадим новые, более комфортные и с более чистой водой, пляжи на острове. Минобороны должно передать побережье городу, такое решение есть. Мы наведем там порядок и будем его поддерживать. Пляжи будут бесплатными для горожан.

Уже сегодня на рейде Владивостока  вы можете видеть огромные контейнеровозы, а вспомните, еще недавно рейд был пустой. Задача - создать максимально комфортные условия для обслуживания грузопотоков. Мы начинаем эти проблемы решать, но это хорошие проблемы – проблемы роста. Было бы плохо, если бы везти было нечего.

- А есть еще проект строительства моста на мыс Песчаный, такой, несколько сумасшедший.

- А я считаю, что он вполне реальный и экономически оправданный. Его строительство может дать мощный импульс развитию транзитных перевозок из Китая, промышленный потенциал которого растет, у него есть программа создания 50 городов 2-миллионников на границе с Россией. Владивосток по прямой находится на расстоянии 57 км от китайской границы, мы можем зарабатывать на нашем географическом положении.

Построив мост на Песчаный, мы на 130 км приближаем к себе порты Хасанского района. Это уже создает агломерацию портов. Это стратегическая задача, и, кстати, речь о строительстве такого моста шла еще в 80-х годах, не случайно ведь часть территории в Хасанском районе относится к Владивостоку.

- Приморские предприниматели вынашивают идею создания в бухте Славянка и порту Владивосток бункерного хаба, вы эту идею поддерживаете?

- Более того, я считаю, что такой бункерных хаб может быть создан и в аэропорту Владивостока. Мы можем стать крупнейшим заправщиком воздушных судов. Для реализации этой идеи в аэропорту задумано создание двух топливозаправочных комплексов. Если это будет выгодно, то можно будет заманить к нам для дозаправки самолеты, летающие из Америки в Европу или Азию. Эти линии проходят недалеко от Владивостока.

- Трудно вести бизнес на Дальнем Востоке?

- А где легко?

- Ну, у нас высокие транспортные тарифы, энергетические, отдаленность и т. д.

- Я считаю, что у нас есть масса условий для успешного ведения бизнеса. Конечно, шикарно было бы, если бы в Приморском крае жило не 2 млн, а 20 млн человек. Это был бы совершенно другой рынок, который позволял строить и быстро окупать производства, рассчитанные на массового потребителя. Но мы стремимся к тому, чтобы так стало, и бизнес в этом должен поучаствовать. Под лежачий камень вода не течет, берите и делайте, победит сильнейший. А власть должна помочь оперативным решением административных вопросов, сделать доступной землю и так далее. Хотелось бы, чтобы, как в Сингапуре, можно было фирму за пять минут зарегистрировать. К этому мы идем, еще предстоит решить много вопросов, но перспектив и возможностей у предприимчивых людей в нашем городе миллион. Сам город Владивосток является крупнейшим заказчиком для малого бизнеса – участвуйте в аукционах. Многодетные семьи получают земельные участки – предлагайте им свои проекты и стройте дома и так далее. Конечно, надо помогать, но и сами предприниматели должны проявлять инициативу. Поддержка будет.

Лариса ЛАРИНА. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

Лариса ЛАРИНА


                   ДВ-гектар.png


Горячая линия.png     линия3.jpg