А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Путь события: подготовка саммита АТЭС как опыт модернизации инфраструктуры и формирования нового образа Владивостока

Урбанистический форум, 2014

Дорогие участники и гости форума!

Я назвал свой доклад «Путь события» не только потому, что событие саммита АТЭС дало значительный импульс развитию нашего города. Русское слово «событие» понимается и как «значительное явление», и как «совместное бытие», «сосуществование всем миром».

Очевидно, что Владивосток целенаправленно формируется федеральной властью как площадка полноценного взаимовыгодного участия России в наращивании региональной взаимосвязанности.

В этом – наша главная миссия и наше будущее! Но дорога к этому была долгой и непростой…

Несмотря на то, что почти 40 лет тому назад, 24 ноября 1974 г., имя Владивосток уже вошло в историю международных отношений благодаря прошедшей здесь российско-американской встрече в верхах, положившей начало процессу подготовки Договора по ограничению стратегических вооружений, известного как ОСВ-2 (1978 г.), еще почти двадцать лет (до 1992 г.) город оставался закрытым.

Въезд иностранцев во Владивосток, так удобно расположенный для международного общения, был строго запрещен, да и советские граждане могли приехать в него лишь по специальному пропуску.

И это при том, что в памяти сотен тысяч людей Владивосток всегда вызывал сильные переживания, связанные с особой атмосферой встреч разных цивилизаций и культур, долгое время сопровождавших его историю…

Официально город был открыт 1 января 1992 года в соответствии с указом, подписанным президентом РСФСР Борисом Николаевичем Ельциным. А 10 лет спустя, в 2002 году во Владивостоке состоялось первое мероприятие АТЭС – Седьмой Инвестиционный симпозиум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

После его проведения родилась амбициозная идея – выступить с заявкой на проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Эта идея за несколько лет прожила «целую жизнь» - её отвергали и осмеивали, её нужно было защищать, доказывать её реальность, объяснять её цели и задачи, продвигать её смысл.

Но идея имела один неоспоримый аргумент: территорию необходимо развивать всерьез. И для этого нужны мега-проекты и мега-события.

27 января 2007 года президент страны Владимир Путин в ходе визита во Владивосток заявил: Россия подаст заявку на председательство в АТЭС в 2012 году, и саммит будет проведен во Владивостоке. С этого момента город шагнул в свою новую историю.

Было принято решение окончательно и бесповоротно открыть Владивосток миру, превратить в центр международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – «мировой город». А это значит – сделать городом современным, комфортным для жителей, интересным для туристов, инвесторов и деловых партнеров.

Прежде казавшееся грозным имя «Влади-Восток» наполнилось новым смыслом. Оно заявляет не о намерении расширяться на востоке территориально, а о желании укреплять мудрость совместного бытия, привлекать сердца своих соседей новыми возможностями, идеями, практиками, решениями. И это не удивительно! Ведь Владивосток был основан и заселялся людьми, которые домашнему уюту предпочли путь в неизведанное. Владивосток и сейчас является генератором особой творческой энергии, которая вызывается встречами с другими культурами и образами жизни, необходимостью быть открытым, не изменяя себе в переменах, умением удерживать желание и вдохновение, сохраняя при этом трезвость ума.

Это – наш эксклюзивный продукт в условиях возрастания манипулятивных воздействий со стороны масс-медиа и Интернет, а также массового мифотворчества под прессом геополитических рисков.

В сентябре 2007-го года на очередном саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц АТЭС официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. И во Владивостоке началась активная подготовка к значимому международному мега-событию. Оно стало красивой мечтой, достойной идеей. А главное - важным рубежом, которого городу нужно было достичь.

Были разработаны проекты масштабных преобразований города, принята специальная федеральная программа «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества РФ со странами АТР», предусмотрены крупные финансовые инвестиции. 15 января 2008 года президент России утвердил "Схему размещения и архитектурно-градостроительную концепцию объектов делового центра саммита АТЭС-2012" на острове Русский во Владивостоке.

В конце июля 2008 года во Владивостоке начались строительные работы. И тысячи людей, веря, а порой и не веря в результат – включились в работу.

Признаемся, что под влиянием сложных лет после распада СССР и смены социально-экономического строя скептиков было много. Но - как говорится, глаза боятся, а руки делают…

И вот – фантастика стала реальностью.

В рекордные сроки были построены три моста (все они сданы в строй в августе 2012 года), два из них входят в десятку крупнейших вантовых мостов в мире. Высота пилонов моста через пролив Босфор Восточный – 320 метров, длина пролета – 1104 метра, что представляет собой рекорд среди вантовых мостов.

Мост через Золотой Рог тоже необычен – его пилоны составляют латинскую букву «V». Владивостокцы увидели в этом символ – Vladivostok, Victory – то есть, победа!

Пожалуй, одним из самых ярких событий в 2012 году стало открытие моста через бухту Золотой Рог.

Совместным решением городских властей и мостостроителей Золотой мост на три дня – с 11 по 13 августа – был отдан во власть пешеходов. Десятки тысяч людей гуляли по мосту и днем, и ночью, обнимались, фотографировались, танцевали, пели и не скрывали счастливых эмоций.

С тех пор ни одна по-настоящему праздничная дата не обходится без шествия, флэш-мобов и массового гуляния по мосту, превращенного горожанами в новое общественное пространство.

Один из крупнейших объектов саммита АТЭС - большой международный и гостиничный центр на острове Русском, где проходил саммит АТЭС. После мероприятия весь комплекс передан в распоряжение Дальневосточного федерального университета.

Теперь здесь размещаются научно-образовательный центр международного уровня, учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, конференц-центр, гостиницы и общежития, спортивные комплексы, столовые и кафе, уникальная ландшафтно-парковая зона с озером, рекой и водопадами.

Также к саммиту АТЭС построено несколько новых автомагистралей, призванных во многом решить транспортные проблемы растущего города. Гостей встречает новый международный аэропорт, самолеты садятся на новую взлетно-посадочную полосу, способную принять воздушные суда всех типов. В 2011 году Минтранс России ввел во Владивостоке беспрецедентный для страны режим «открытого неба».

Возведены десятки новых объектов энергетики. Они построены «на вырост» - теперь в городе есть база для развития практически любых экономических мощностей и жилых микрорайонов.

Впервые за всю историю во Владивостоке появились современные очистные сооружения. Любопытная деталь: стандарт очищенной воды, прошедшей через очистные сооружения и попадающий через глубоководные выпуски в море, очень строгий – он соответствует питьевой воде.

Введен в строй современный комплекс по переработке ТБО, а бывший «позор» города – чадящая свалка на берегу живописной бухты Горностай - с помощью технологии рекультивации превратилась в живописный зеленый холм.

Благодаря газопроводу «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» идет процесс перевода крупнейших тепловых станций и котельных на газ, что значительно улучшает экологическую ситуацию в городе.

Уже после саммита АТЭС, осенью 2013 года, сдан в строй современный театр оперы и балета. Создан полноценный творческий коллектив. Театр стремительно ворвался в культурную жизнь Владивостока и Приморья. Удивил, восхитил, вызвал обсуждения и полемику, завоевал своего зрителя.

27 сентября 2013 года во Владивостоке в районе станции Спутник был торжественно открыт Концертно-спортивный комплекс «Фетисов Арена». Многофункциональная концертно-спортивная площадка расположена рядом с федеральной трассой, вмещает до 7 тысяч зрителей.

Комплекс стал базой созданной во Владивостоке хоккейной команды «Адмирал», вошедшей в состав Континентальной хоккейной лиги. «Адмирал» стал «родной» командой для тысяч любителей спорта, а их игры – поводом для эмоций и настоящих спортивных страстей.

На глазах преобразился и внешний облик Владивостока. За период с 2008 по 2012 гг. были отреставрированы десятки памятников и исторических зданий, обновлены фасады тысяч жилых и административных домов – город посвежел, засиял новыми красками.

Реконструированы скверы и набережные, центральные улицы, пирсы, подпорные стенки, подземные переходы.

Впервые во Владивостоке создана архитектурная подсветка десятков зданий – вечерний город стал еще наряднее и романтичнее.

Весомым фактом стало массовое строительство детских садов - за последние 5 лет их построено более двух десятков.

В районе Второй Речки – впервые в постсоветское время - вырос огромный новый жилой микрорайон Снеговая Падь: он построен для военнослужащих, в том числе, уволенных в запас, и их семей. Уже сейчас там живет около 20 тысяч человек, а будет по проекту – 50 тысяч.

В микрорайоне открыты три современных детских сада, две большие школы с бассейнами, поликлиники, торговый центр - строительство ведется комплексно. Квартиры люди получают – бесплатно.

Конечно, Владивосток все еще полон проблем. На любом интернет-форуме или в ходе любой высоко научной дискуссии они обсуждаются - очевидно, без такого критического взгляда невозможно развитие, объективность помогает в их решении.

Но вместе с тем, горожане как никогда полюбили свой город. Его показывают гостям и им гордятся. В городе работают сотни общественных объединений. Выставки, модные инсталляции, фестивали, танцевальные и спортивные клубы, целое движение велосипедизации – всё это повседневные свидетельства активной творческой жизни.

Город устремлен в будущее. Как уже отмечалось, его новая роль и новая миссия во многом определены – это крупный российский экономический, политический и культурный центр, коммуникативная площадка России и стран АТР. Но – работа над «материализацией» этой трудной миссии, несмотря на созданную уже весомую базу, во многом только начинается.

Необходимо отметить: крупные проекты реализуются на многих территориях Южного Приморья – это строительство нефтехимического производства (г. Находка), новых судостроительных верфей (г. Большой Камень), портовый терминал (Хасанский район) и другие. И в этих условиях Владивосток имеет особую роль – стать центром Владивостокской трансграничной агломерации, в которую входят города Уссурийск, Находка, Артем, Большой Камень, Фокино, и районы – Михайловский, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский.

В 2014 году началась работа над новой концепцией Генерального плана Владивостока – городу уже тесно в его прежних рамках и представлениях, и пора ломать голову – куда и как лучше направить развитие города.

На протяжении долгих лет Владивосток, основанный как военный пост, стремился основательно укрепиться, расширяя фортификационные сооружения на горы и берега даже за Амурским и Уссурийским заливами. Русский остров служил ему надежной защитой.

Решение пограничных вопросов и новая военная доктрина РФ существенно изменили требования к безопасности, сделали их «высокотехнологичными». Но Владивосток и прилегающие к нему поселения Южного Приморья все еще остаются заложниками своей прежней истории и своего прошлого образа. Поэтому необходимо принять в расчет позитивный опыт и познавательные традиции, сложившиеся в культуре Владивостока в ходе истории взаимодействия России со странами региона, в полной мере использовать потенциал наработанных за это время побратимских связей.

Очевидно, что для полноценного использования своего уникального задела в новых геоэкономических и мирополитических обстоятельствах Владивостоку необходимо, прежде всего, по-умному открыться, вырваться из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами залива Петра Великого.

Необходимо обеспечить связность и сплоченность территорий российского Южного Приморья в формате трансграничной агломерации, усиленной не только ТОРами, но и площадками поселений нового типа.

Важнейшая роль в этом принадлежит созданию новой транспортной инфраструктуры, в которой особое значение имеет Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), а в перспективе – мостовой переход на мыс Песчаный и восстановление маршрута «Барабаш – Чуньхуа».

Символично, что по старой дороге этого направления 305 лет тому назад, в 1709 г., на землю Приморья впервые пришла европейская академическая наука в лице сподвижников великого Лейбница. Три математика-иезуита, по заданию императора Канси произвели здесь геодезическую съемку… .

С помощью ВКАД, моста на Песчаный и других мер градостроительного развития мы планируем реализовать преимущество нашего местоположения – фактически в полукольце крупнейших экономик мира, когда в часе лёта, в радиусе тысячи километров, проживает более 400 млн. человек. В этих обстоятельствах – огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть «глобальных городов» в интересах всей России!

Благодаря реализации специальной государственной подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Владивосток значительно расширился на юг – на остров Русский. Но для осуществления своей международно-коммуникативной миссии и роли транспортно-логистического узла мирового уровня этого явно не достаточно.

Продолжая освоение острова Русский, обустраивая Владивосток на полуострове Муравьева-Амурского, важно использовать имеющийся потенциал и для освоения западного берега Амурского залива, где городская территория включает не только полуостров Песчаный, но и распространяется в глубь Хасанского района, значительно приближаясь к российско-китайской границе, расположенной на расстоянии всего 28 км. Не стоит забывать и про восточный берег Уссурийского залива, где есть все предпосылки для создания нового порта для сыпучих грузов и крупнейшего продовольственно-логистического хаба.

Очевидно, что этой «всесторонности» требует логика развития Владивостока как центра международного сотрудничества, она требует продолжения пути, намеченного событием саммита АТЭС!

Спасибо за внимание!


                   ДВ-гектар.png


Горячая линия.png     линия3.jpg