А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

"Каждый станет богаче"

Журнал "Огонёк" , 2015

http://www.kommersant.ru/doc/2702828

Мэр Владивостока — о том, что даст городу статус свободного порта. Беседовала Марина Галкина

Последние недели целый российский субъект выбит из привычной колеи и живет ожиданиями "неба в алмазах": федеральная власть, похоже, всерьез готовит Приморью царский подарок — уже летом столица края Владивосток может обрести статус свободного порта

Вообще-то идея предоставить Владивостоку особый статус прозвучала еще в декабре прошлого года, в ежегодном послании президента Федеральному собранию. Приморцам слушать было приятно, но и только: всерьез никто это не воспринял — ситуация непростая, кризис опять же, так что в лучшем случае — далекая перспектива. Оказалось, однако, что перспектива совсем близкая: в марте начались общественные слушания подготовленного в недрах правительства законопроекта, а в начале апреля президент призвал ускорить над ним работу, чтобы принять закон уже в весеннюю сессию Федерального собрания.

Стало понятно: все всерьез. Тут-то и начался в Приморье настоящий "оптимистический ажиотаж". О том, каково это — ждать чуда, "Огонек" поговорил с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым.

— Вы когда первый раз услышали фразу "свободный порт Владивосток" — в момент послания президента Федеральному собранию или все-таки что-то знали заранее?

— Если честно, то до послания. Но я не был уверен, что это в итоге прозвучит.

— И что после того, как прозвучало?

— Я сразу отправил SMS помощникам: готовьте информацию о том, что такое свободный порт, более подробно, в том числе с точки зрения исторических прецедентов. Запустили расчеты, которые показали бы экономический эффект от введения данного статуса во Владивостоке. Практически сразу к нам поступил запрос от Минвостокразвития — как бы мы хотели, чтобы выглядел законопроект о свободном порте. Мы направили свои предложения, все они были учтены.

— Какой же эффект вы смогли просчитать?

— Понятно, что введение всех льгот повлечет выпадение части бюджетных доходов. Но эти потери должны вернуться за счет общего роста региональной экономики — прихода новых игроков, развития существующего бизнеса. Мы произвели предварительную, самую скромную оценку. Если законопроект о свободном порте будет принят, мы прогнозируем к 2025 году потери бюджета на уровне 31 млрд рублей, а поступления — на уровне 97 млрд рублей. Основной эффект наступит к 2034 году, когда прекратится действие льготного налогового режима для первых резидентов: потери к этому времени прогнозируются на уровне 35 млрд рублей, а поступления — более 500 млрд рублей.

По нашим прогнозам, режим свободного порта будет способствовать созданию более 50 тысяч новых рабочих мест уже в первые 5 лет. К 2034 году новых рабочих мест будет уже почти 350 тысяч.

— Прямо неминуемый восторг какой-то. А город-то выдержит такой рост экономики? Пробки, транспортные проблемы, экология — не получится ли обратного эффекта?

— Мы понимаем, как решить эти проблемы. У нас есть проекты по объездной дороге вдоль Амурского залива (ВКАД), достаточно проработанные и просчитанные. Есть другие инфраструктурные решения. Режим свободного порта позволит нам более интенсивно привлекать к вложениям в инфраструктуру частных инвесторов, по схеме государственно-частного партнерства.

— Говорят, что в числе прочих поправок в законопроект о свободном порте вы продвигаете обоснование считать искусственно намытые территории частью свободного порта. Это правда? Есть планы по созданию подобного рода искусственных территорий?

— Да, это важно. У нас много планов на строительство на воде, например те же марины для яхтинга. Много желающих построить марины, но все делают это сейчас таким пиратским способом, потому что оформить и получить разрешение практически невозможно, такая процедура. Поэтому, если мы эту поправку внесем, это будет легализация для таких инвестиций. Кроме того, мы понимаем: при строительстве в городе возникает много изъятого грунта. Есть планы по отсыпке новых территорий со стороны Амурского залива, там, где мелководье.

— В соответствии с законопроектом свободный порт будет регулироваться наблюдательным советом. Он получит широкие полномочия, его возглавит, как говорилось на общественных слушаниях, вице-премьер правительства РФ, и все решения будут обязательны для исполнения региональными и муниципальными органами власти. Нет опасений, что свободный порт упрется в чудеса ручного управления?

— Закон вообще-то рамочный. Но должен быть механизм, который сможет гибко и оперативно принимать решения. Именно таким мне представляется наблюдательный совет. При этом без прямого подчинения федеральному правительству такая масштабная идея не будет работать. В идеале, чтобы полпред возглавил эту структуру. Так в проекте закона сейчас и есть.

— Идея с высокими штрафами за нарушения вам импонирует?

— Да.

— А персональная ответственность муниципальных и региональных чиновников за неисполнение решений наблюдательного совета?

— Да, отлично. Только так и надо.

— Переходим к самому интересному. Что свободный порт даст жителям? Он даст работу?

— Если быть точным — повышение уровня жизни. Автоматически каждый станет богаче, у кого есть здесь квадратный метр квартиры, земли, предприятие, бизнес — все это сразу будет стоить дороже. И возможностей у людей, которые здесь будут жить, появится намного больше.

— Разговоры о потенциальной отдаче хороши, но они должны на чем-то строиться. Это наши "хотелки" или есть реальное понимание того, как будет реагировать иностранный бизнес на этот режим?

— Мы проводили во Владивостоке специальное слушание закона для иностранцев. Участвовали генеральные консулы во Владивостоке, представляющие Индию, Вьетнам, Южную Корею, США, Китай и Японию. Более 40 участников конференции представляли бизнес, в том числе международные, корейские, китайские и японские компании. Общее настроение — заинтересованность, коллеги задавали совершенно конкретные вопросы, делали предложения. Например, аудитория очень оживилась, когда говорили о проекте единого налога свободного порта, который резиденты смогут платить в объеме 10 процентов от разницы между доходами и расходами. Не меньший интерес вызвала и мера по введению безвизового режима для иностранцев.

По опыту своего общения с иностранцами знаю, что одним из существенных факторов, тормозящих приход иностранного бизнеса к нам, является наше трудовое законодательство. "У российских граждан каждый третий день в году выходной, если сложить праздники и отпуска,— делился со мной японский консул.— Плюс очень высокие отчисления с фонда заработной платы — налог на доходы физлиц 13 процентов и еще 30 процентов — всевозможные отчисления". Так вот резиденты свободного порта вместо 30 процентов страховых платежей будут платить всего 7,6 процента! Это очень существенный шаг навстречу инвесторам.

— На обсуждениях, кстати, звучала мысль понизить и подоходный налог...

— Есть такая мысль, но тяжело будет ее провести, потому что это основной доход, который нам бюджет формирует. Муниципалитет получает сейчас 21 процент от собранного подоходного налога в 13 процентов. Я думаю, что если снизить его, то можно больше выиграть — население подтянется. Но здесь надо считать. Чтобы принять и отстоять эту позицию, конечно, надо все доказывать серьезно, с цифрами. Мы сейчас считаем, как это сделать.

— Вы выступили с неожиданной идеей: в рамках свободного порта во Владивостоке развернуть на территории... ведущие международные клиники. Какая тут связь: порт и чужие клиники?

— Да, это мы считаем очень важным. Сегодня большой поток людей и денег уходит за границу — по многим сложным случаям наши сограждане предпочитают обращаться в корейские или сингапурские клиники. Только по Приморью количество обратившихся в 2014 году за медицинскими услугами только в одну Южную Корею превысило 7 тысяч человек. Если мы позволим ультрасовременным технологиям прийти во Владивосток на особых условиях, мы не только в два раза снизим стоимость этих услуг для людей (на цену перелета, проживания). Мы сможем дать нашему населению выбор: лечиться по страховому полису по нашим стандартам или за совсем другие деньги, но по южнокорейским или другим стандартам. Поскольку окончательное решение, где получать медицинские услуги, все равно остается за гражданином, мы считаем, что подобным решением не нанесем вреда отечественной медицине. Наоборот, создадим условия для обмена технологиями, для повышения квалификации наших врачей. А людям дадим возможность сэкономить. Не надо будет за границу лететь, клиника будет здесь.

— Ну хорошо, нам это будет полезно. А в чем заинтересованность корейской стороны?

— Такая же, как и у всех остальных иностранных резидентов свободного порта, они будут зарабатывать деньги. Если закон примут, таких условий, как у нас во Владивостоке, больше нигде в России не найти. Да и не только в России...



                   ДВ-гектар.png


Горячая линия.png     линия3.jpg