А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Заслуги тыла Владивостока

В солнечный летний день 22 июня 1941 года, тысячи владивостокцев, которые проводили свой воскресный отдых на пляжах и в окрестностях города, узнали, что началась война. В ту же ночь во Владивостоке состоялся радиомитинг, транслировавшийся по всему Приморью. Волна митингов прокати­лась по Владивостоку в первый рабочий день войны.

Выступая перед рабочими Дальзавода, инженер Мароховский заявил: «...Каждый из нас готов в любую минуту встать с оружием в руках на защиту любимой Родины. Но не менее важной и ответственной задачей является бесперебойная ра­бота тыла. Все наши силы и способности должны быть отданы на нужды армии и флота, на дальнейшее укрепление их могу­щества, на достижение победы над врагом. Призываю весь коллектив завода считать себя мобили­зованным. Каждый из нас должен считать своим долгом не покидать рабочие места до тех пор, пока не будет выполнено дневное задание». Решения рабочих собраний и митингов в этот день были четкими и конкретными: «Работать не покладая рук на нужды армии и флота! За­щищать Родину оружием и стахановским трудом!»; «Считать себя мобилизованными до конца войны, до пол­ной победы!» Нарком рыбной промышленности и начальник Главвостокрыбпрома в своем приветствии коллективу краболова «Ламут» писали: «...Ваша производственная победа лучший ответ озвере­лой фашистской банде, нарушившей мирный труд народов Советского Союза».

Нарком рыбной промышленности и начальник Главво-стокрыбпрома в своем приветствии коллективу краболова «Ламут» писали: «...Ваша производственная победа лучший ответ озвере­лой фашистской банде, нарушившей мирный труд народов Советского Союза». Не менее сильным было стремление горожан сражаться с оружием в руках против фашистских захватчиков. Только за 23 и 24 июня 1941 года в крайвоенкомат было подано от горожан свыше 500 заявлений с просьбой немедленно отправить их на фронт добровольцами [19].

Учитывая всеобщий подъем боевого духа населения, 24 июня 1941 г. бюро Приморского комитета ВЛКСМ рассмотрело вопрос об обязательной военной подготовке комсомольцев края. Первыми на это решение положительно откликнулись рабочие-дальзаводцы. Не остались здесь в стороне и женщины. Только в 8-ом цехе Дальзавода 30 работниц предприятия в те дни изъявили желание обучаться на курсах санитарок [20]. Во Владивостоке проводилась и подготовка девушек-радисток для обеспечения деятельности разведывательных органов. В специальной школе, расположенной в пригороде Владивостока Седанка, было подготовлено более 150 такого рода специалистов, впоследствии с отличием выполнявших свой воинский долг в войне против фашистской Германии и в сражениях с японцами в августе-сентябре 1945 г.

Для Дальнего Востока военная подготовка трудящих­ся имела особое значение. Миллионная Квантунская ар­мия Японии выжидала удобного момента для нападения. В этих условиях Владивосток с первых дней войны стал жить как прифронтовой город, готовый к бою и обороне. Тысячи владивостокцев ежедневно выходили в пригороды на строительство дотов и рытье противотанковых рвов. Весь город был разбит на квадраты ПВО, где днем и ночью дежурили с противогазами и противопожарным инвентарем бойцы тыла. Изменился облик Владивостока: плотно закрылись темными шторами окна домов, погасли уличные фонари [21].

Иной стала и духовная жизнь горожан. Художники города ежедневно выпускали плакаты окон РОСТа, призывавшие от­дать все силы на разгром фашизма. Писатели издавали сбор­ники стихов, песен и рассказов, воспевавших героизм народа в борьбе с фашизмом.

В декабре 1941 г. из Владивостока в помощь фронту начали отправляться подарки посылки - с продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости, воинам Ленинградского фронта. К августу 1944 г. объем отправленных подарков составил 250 вагонов [22].

Десятки тысяч приморцев, в том числе и жители Владивостока, стали донорами крови за 1941-1945 годы.

В 1941 году повсеместно стали создаваться «фонды Обороны». 7 июля в Приморской краевой конторе Госбанка был открыт специальный счет фонда обороны стра­ны. Рабочие и служащие города принимали на собраниях решения об отчислении в фонд обороны однодневного или двухдневного заработка ежемесячно до окончания войны. Поступали в фонд обороны и личные пожертвования. С августа 1941 года по февраль 1942 года владивостокцы внесли в фонд обороны 44 367 978 рублей деньгами и облигациями. Владивостокцы внесли значительную долю средств в строительство бронепоезда «Приморский комсомо­лец», эскадрильи бомбардировщиков «Советское Приморье», танковой колонны «Приморский комсомолец» [23].

Молодежь станций Владивосток и Первая Речка начали сбор средств на постройку бронепоезда «Приморский комсо­молец» в подарок действующей армии. В короткий срок было собрано более двух миллионов рублей.

17 января 1943 г. в приморской краевой газете «Красное знамя», было опубликовано обращение комсомольцев из Владивостока, работающих в Дальневосточном пароходстве, к молодежи региона с призывом собрать средства на строительство танковой колонны «Приморский комсомолец». За 2 месяца было собрано около 7 миллионов рублей, что позволило Приморскому крайкому ВЛКСМ обратиться к Верховному Главнокомандующему с просьбой разрешить подготовить 20 экипажей для этой танковой колонны. Ходатайство было удовлетворено и 22 апреля 1943 г. Бюро крайкома ВЛКСМ приняло постановление «О комплектовании экипажей танковой колонны «Приморский комсомолец». Этот день и отмечается сегодня как день рождения колонны, воинам которой посчастливилось поставить свои подписи на стенах поверженною Рейхстага [24]. Памятник героям данного соединения в настоящее время находится во Владивостоке в парке Победы.

Внесли свою лепту в дело победы над врагом и школьни­ки. Уже летом 1941 года 115 ученических бригад из Владивостока работали на полях колхозов края. Вот что записано в характеристике ученикам, выданной правлением колхоза «Трудовой пахарь» Ханкайско-го района: «Бригада учеников средней школы № 1 г. Владиво­стока работала энергично и добросовестно... Они работали от восхода до заката солнца и по­казали себя как истинно юные патриоты» [25].

В конце 1942 года учащие­ся той же школы обратились ко всем школьникам с при­зывом построить на деньги, заработанные в летние кани­кулы на колхозных полях, тан­ковую колонну «Юный пио­нер». На полях, лесозаготовках, где трудились школьники, они помнили, на что пойдут заработанные деньги. Через несколько меся­цев грозные машины «Юного пионера» уже были на фрон­те. Сотни старшеклассников встали на вахту у станков на фабриках и заводах. Пионе­ры города вступали в отряды «тимуровцев», помогали мно­гим семьям красноармейцев. Вряд ли можно найти в городе школьника, который в 1941-1945 годах не участвовал бы в сборе металлолома, теплых вещей для Красной Армии средств на постройку бро­непоезда «Комсомолец При­морья». Только силами школьников в городе было собрано подарков для бойцов Ленинградского фронта на сумму свыше 100 тысяч рублей [26]. В 1943 г. для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Работники завода «Металлист» выступили инициаторами приведения в порядок заводских территорий и сбора лома, нужного для производства. Большое количество металла было извлечено из Амурского залива и бухты Золотой Рог.

В апреле 1942 года на Дальзаводе организована первая фрон­товая бригада. Возглавил ее коммунист И. Калюжный. В на­чале войны он, и многие его товарищи по работе, просился на фронт. Ему отказали. Высококвалифицированным масте­рам надлежало стать наставниками подростков и женщин, пришедших к станкам на смену отцам и мужьям. Бригада И. Калюжного выполняла месячные задания на 200 % и более. К концу войны на Дальзаводе насчитывалось 126 фронтовых бригад. Дальзаводцы первыми в крае подхватили патриотиче­ский почин - выполнять две нормы: одну за себя, другую - за ушедшего на фронт товарища. Выполняя задания Госудрственного Комитета Обороны, Дальзавод за 4 года войны выпустил больше продукции, чем за 9 предвоенных лет.

Всем крупным предприятиям страны, в том числе и Дальзаводу, помимо своей основной продукции, надлежало осво­ить выпуск оружия и боеприпасов для Красной Армии. В короткие сроки был налажен выпуск пистолетов-пулеметов Дегтярева - ППД, гранат и стабилизаторов для мин. В годы войны Дальзавод, разумеется, оставался прежде всего судоремонтным предприятием, и именно как тако­вой вносил он свой основной вклад в дело защиты Родины. Здесь переоборудовались сейнеры, транспорты, сухогрузы и становились сторожевыми, десантно-высадочными суда­ми, тральщиками. Столь же интенсивно и срочно произво­дился текущий ремонт судов, занятых перевозкой военно-стратегических грузов.

Все годы войны Дальзавод выполнял капитально-восстановительный ремонт судов Дальневосточного пароход­ства. В 1941-1942 гг. на Дальзаводе были выполнены работы по изготовлению ледовой защиты эсминцев, отправляющихся на Северный флот. Сложная конструкция из деревянных щитов, обшитых двух миллиметровой сталью, своеобразная «шуба» была выполнена под руководством ленинградского инженера А.И. Дубравина.

Понадобились умелые руки дальзаводцев и тихоокеанцам-подводникам. В октябре 1942 года четыре подводные лодки, отремонти­рованные дальзаводцами, южным путем ушли в Полярное, на Североморский театр военных действий. Удивительная судь­ба была уготовлена подводной лодке С-56 под командованием капитана 2-ранга Г.И. Щедрина. По заданию Государственного Комитета Обороны даль­заводцы провели ремонт сторожевых кораблей, охранявших дальневосточные рубежи нашей страны. По очереди под­ходили сторожевики «Буран», «Вьюга», «Гром», «Зарница», «Метель», «Молния». Вместе со сто­рожевиками прошли ремонт корабли пограничной службы - «Дзержинский» и «Киров».

За успешное выполнение заданий Государственно­го Комитета Обороны Дальзавод был награжден орденом Ле­нина. Высокими государственными наградами был отмечен трудовой подвиг многих дальзаводцев.

Родиной скоростных рекордов обработки судов стал в годы войны Владивостокский торговый порт. При полной светомаскировке суда разгружались за 20-30 часов, вместо по­ложенных двух недель. В 1942 г. порту было присуждено пер­вое место во Всесоюзном соревновании. Трижды завоевали портовики Знамя Государственного Комитета Обороны, пять раз - знамя Наркомфлота. Не забыты заслуги и портовиков Владивостока. Более 300 грузчиков, механизаторов и инженерно-технических ра­ботников Владивостокского порта награждены высокими правительственными наградами. Среди них орденом Ленина награждены грузчики Н.Н. Майданюк, кранмейстер И.Е. Бог-дашевский, начальники районов Х.И. Греку и А.Ф. Потурнак, начальник порта А.Х. Передерни.

В годы Великой Отечественной войны корабли Дальневосточного морского пароходства выполнили более 70% всех грузоперевозок морского транспорта СССР. Плавание советских судов в Тихом океане осуществлялось в условиях самой настоящей войны. Японские подводные лодки и самолеты с 1941 по 1945 г. потопили 25 приписанных к Владивостоку кораблей, что составляло почти 30 % их общей численности [27]. Всего же здесь погибли 47 кораблей и сотни членов их экипажей. Тем не менее, морякам советского торгового флота в годы Великой Отечественной войны удалось организовать фактически бесперебойные поставки иностранной помощи в рамках ленд-лиз через Владивосток. Объемы этих поставок возрастали в геометрической профессии: 1941 -1942 гг. - 9,4 % от всех поставок: 1943 г. - 25. 2 %; 1944 г. - 33, 2 %; 1945 г. - 32, 2% [28].

На мысе Голдобина находилась специальная квартира НКВД, где за мощным радиоприемником непрерывно ждали вестей от Рамзая (разведчика Рихарда Зорге), который одним из первых предупредил Кремль о дне нападения Германии на СССР. Осуществлял радиосвязь Токио - Владивосток радист Макс Клаузен, оставшийся в живых после длительного пре­бывания в японских тюрьмах, возвратившийся из Японии в Россию, а затем в Германию через Владивосток. Он был на­гражден орденом Красного Знамени, а его жена Анна, тоже член группы - орденом Красной Звезды. Рихард Зорге был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. И именно на мыс Голдобина летел в 1945 г. японский само­лет, управляемый летчиком-камикадзе [29].


[19] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 165 - 167.

[20] Дальзаводцы. 1887-1987. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987. С. 149.

[21] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 166 - 167.

[22] Очерки истории Дальневосточных организаций КПСС. Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1987. С 85.

[23] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 170.

[24] Петренко П.Т. В бою «Приморский комсомолец». Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987. С. 228.

[25] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 168.

[26] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 168.

[27] Горшков С.Г. Морская помощь государства. М.: Воениздат, 1979. С. 220.

[28] Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1985. С. 132.

[29] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 171-174.