А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Владивосток в годы Великой Отечественной войны

Накануне начала Великой Отечественной войны Владивосток являлся наиболее сильной военной базой СССР в бассейне Тихого океана. Основу его оборонительных укреплений составляли некоторые восстановленные и реконструированные объекты Владивостокской крепости, упраздненной в 1923 г. но соглашению с Японией. С 1931 но 1934 гг. на островах Русский, Попова и Аскольда, а также на мысе Гамова велось строительство семи новых батарей крупного и среднего калибра. Среди них особое место занимает Ворошиловская батарея с 6 350 мм орудиями линкора «Полтава», принятая на вооружение в 1934 году. Морскую безопасность российских рубежей вплоть до самых отдалённых уголков Дальнего Востока обеспечивал базирующийся во Владивостоке Тихоокеанский флот (с 1935 г.) в 1941 г. включавший в себя 2 лидера, 12 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 91 подводную лодку, порядка 150 торпедных катеров.

Субмарины 2-й бригады подводных лодок, дислоцированной в бухте малый Улисс в черте Владивостока обрели опыт сложнейших походов. Так, уникальным примером военного мастерства Владивостокских моряков является переход подлодки «Щ-112» под командованием М.С. Клевенского, установившего рекорд автономности в 102 суток.

Воздушным щитом Владивостока служили 500 боевых самолётов. Лётчики были воспитаны на славных примерах Владивостокских пилотов Бабенко и Демченко, ещё в 1933 г. совершавших перелёты в отдалённые регионы.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. явилось переломной вехой истории нашей страны. Во Владивостоке известие о начале войны вызвало небывалый доселе подъем патриотизма. Это была необычная реакция населения, почти 10 лет жившего в каждодневном ожидании вооруженного конфликта с Японией, войска которой в полной боевой готовности находились всего в 125 км от города.

Для жителей Владивостока реальным врагом были японские империалисты. По советским данным, в период с 1936 по 1938 г. на дальневосточной границе был доподлинно установлен 231 пограничный инцидент с участием японской военщины. В 1941 г. советские граждане справедливо полагали, что японцы наверняка воспользуются удобным случаем взять реванш за позор тяжелых поражений у озера Хасан и на Халхин-Голе. Поэтому, начало боевых действий на западной границе СССР породило у многих владивостокцев ощущение неизбежности войны на два фронта.

Повсеместно наблюдалась массовая фатальная готовность сражаться до конца с немцами и японцами, постепенно начавшая утихать только в конце 1943 г.

Впрочем, того же мнения придерживался и Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, рекомендовавший командующему Дальневосточным фронтом генералу армии И.Р. Апанасснко в случае начала войны с Японией, уповать только на бастионы и орудия Владивостокской крепости, а также на партизанские базы в дебрях Уссурийской тайги [1].

На фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 - не вер­нулись домой [2]. Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

Особая страница военной поры - героизм моряков торго­вого и транспортного флота. Плавание как во внутренних во­дах, так и заграничные рейсы, были сопряжены со смертель­ной опасностью. Вражеские подводные лодки подстерегали наши суда, пиратски нападая на них, топили далеко от родных берегов, а случалось и у нашего побережья. Порой гибель приходила с воздуха, когда корабли пикировали вражеские самолеты. В этих условиях нашим морякам нужно было до­ставлять грузы, вести караваны, помогать фронту [3].

В годы Великой Отечественной войны Владивосток ока­зался единственным советским портом, находившимся вне зоны боевых действий, через него шёл большой поток грузов для нужд обороны. Моряки Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг Родины по океанским путям, помогая громить врага своим самоотверженным трудом. Великая Отечественная война стала для Дальневосточно­го морского пароходства, как и для всего советского народа, тяжелым испытанием.

«Когда опасность Родине грозит, торговый флот становит­ся военным» - такие слова высечены на памятнике морякам торгового флота во Владивостоке. Так оно и было - в Тихом океане, Арктике и Атлантике суда ДВМП, доставляли важней­шие грузы для фронта, подвергались атакам самолетов и под­водных лодок.

Не все вернулись в родные порты, но никто не спустил флага перед врагом. Уже осенью 1941 года припортовые улицы Владивостока стали заполняться иностранными грузами. Почти половина всех поступавших из США по ленд-лизу грузов прошла через дальневосточные порты: Владивосток принял 8 млн. тонн гру­зов - в четыре раза больше, чем Мурманск. При этом советские суда ходили без конвоя, в одиночку, постоянно подвер­гаясь задержаниям и атакам со стороны японцев. Формально соблюдая нейтралитет, те объявили фактическую войну тор­говым судам, потопив шесть из них. Еще тринадцать судов по­гибли при невыясненных обстоятельствах.

С началом войны практически весь флот ДВМП был при­влечен к военным перевозкам. Как правило, суда были пло­хо вооружены, но им все равно удавалось давать отпор врагу. Пароход «Уэлен», следуя из Новой Зеландии, подвергся атаке подводной лодки. Враги не боялись торгового судна и всплы­ли рядом с ним, чтобы расстрелять в упор. Однако все вышло наоборот, «Уэлен» сумел серьезно повредить подлодку.

Первым судном Дальневосточного морского пароходства, вступившим в схватку с немецкими захватчиками, стал пароход «Декабрист», брошенный на произвол судьбы английскими военными кораблями при переходе из Исландии в Мурманск. 8 декабря 1941 г. команда корабля героически вступила в противоборство с вражеской авиацией и, выйдя из этого поединка победительницей, 20 декабря 1941 г. привела судно в Мурманск [4]. Не меньшее мужество проявили в те трагические годы, команды других пароходов из Владивостока - «Старый большевик», «Киев», «Белоруссия» др.

Экипаж парохода «Киев», следуя в составе северного кон­воя, пулеметным огнем отогнал самолеты от английского корвета «Вlаск Рlу», а вскоре именно команда корвета спасала экипаж потопленного «Киева».

Команда парохода «Перекоп» во время бомбежки подожгла в бочках промасленные тряпки для имитации прямых по­паданий. Увидев густой черный дым, японский бомбардировщик улетел. Когда обман раскрылся, на уничтожение парохода было направлено уже 17 самолетов. Но и они долгое время впустую расхо­довали боезапас - настолько умело капитан манев­рировал судном. Несколько дней охотились враги и за танкером «Майкоп» сбрасывая на него бомбы, торпеды, поливая огнем из крупнокалиберных пу­леметов [5].

Далеко не все суда ДВМП вернулись в порт приписки, 25 из них остались в морской пучине. Многие приморцы по­гибли, другие умерли от ран, голода и холода, покинув суда на шлюпках. Морякам приходилось выживать на необитае­мых островах, томиться в японском плену. Но честь своего края, своей Родины моряки-приморцы не предали.

Тысячи моряков Дальневосточного пароходства по пер­вому зову Родины ушли на защиту Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда. Оставшиеся на судах работали не по­кладая рук. По всем океанам мира суда Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг нашей великой Роди­ны, трудом помогали громить врага. Пятьдесят миллионов миль, миллионы тонн грузов для Красной Армии - вот их вклад в дело победы!

В борьбе с врагом моряки торгового флота - владивостокцы не раз показывали подлинный героизм и несгибае­мое мужество. Экипаж парохода «Ванцетти» огнем артиллерии пустил ко дну вражескую подводную лодку. Экипаж парохода «Комилес» сбил два вражеских бомбардировщика. Экипаж тан­кера «Таганрог» 18 августа 1945 года, находясь в Амурском заливе в районе Первой Речки, сбил японский самолет.

Владивостокцы никогда не забудут суда и моряков, ко­торые погибли в неравной борьбе. Среди них предатель­ски торпедированные пароходы «Перекоп», «Ангарстрой», «Кола», затонувший от бомб и снарядов танкер «Майкоп», расстрелянные врагом суда «Ашхабад», «Колхозник», «Киев», потопленные вражескими подводными лодками па­роходы «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь». Боль­шинство членов экипажей этих судов героически погибли в борьбе с врагом.

Большую помощь моряки торгового флота оказали на­шим войскам в дни войны с империалистической Японией.

За особые заслуги экипажей в выполнении заданий пра­вительства в период Великой Отечественной войны тепло­ход «Старый большевик» награжден орденом Ленина, а на судах «Ванцетти», «Караганда», «Комилес», «Невастрой», «Ногин», «Сахалин», «Сучан», «Старый большевик», «Уриц­кий», «Уэлен», танкере «Азербайджан» установлены мемо­риальные доски.

За героизм, проявленный в борьбе с врагом, несколько сот моряков Дальневосточного пароходства награждены ор­денами и медалями Советского Союза, а Б. Аказенку, Н. Пе­тровскому, Н. Афанасьеву, С. Лашинскому присвоено звание Героя Советского Союза.

На Дальнем Востоке грузы по ленд-лизу перевозили только советские суда. Из 16 млн тонн импортных грузов, доставленных в нашу страну, на Дальний Восток приходит­ся более половины - 8,7 млн. тонн [6].

Выполняя задание по перевозке импортных грузов, суда Дальневосточного пароходства в 1942-1943 гг. в составе со­юзных конвоев и самостоятельно совершали кругосветные и полукругосветные плавания через Северный Ледовитый, Ат­лантический и Тихий океаны, побывав в Исландии, Велико­британии, США, странах Латинской Америки, а также сквоз­ные плавания по Северному морскому пути. Около 10 судов ДВМП посетили Индию, Иран, Австралию, Новую Зеландию. Дальневосточные суда в течение всей войны совершали тяже­лые плавания через северную часть Тихого океана в США и Канаду.

Последним судном, погибшим в период войны, был па­роход «Трансбалт», потопленный 13 июня 1945 г. в Японском море.

В доставках грузов по ленд-лизу приняли участие тысячи владивостокских моряков. Среди героев этих легендарных рейсов была и жительница Владивостока, выпускница Владивостокского морского техникума Анна Щетинина (1908-1999), единственная в мире женщина - капитан дальнего плавания. Впервые она обрела мировую известность еще в 1935 г.. проведя вверенный ей пароход «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток. Войну с Германией А.И. Щетинина встретила на Балтике, где приняла участие в знаменитом Таллинском переходе - выводе советских судов из осажденного врагом Таллина. За свою самоотверженную работу, в том числе и при проводке северных конвоев, она была удостоена ряда высоких правительственных наград и звания Героя Социалистического Труда. 20 октября 2006 г. имя А.И. Щетининой было присвоено мысу побережья Амурского залива в Японском море.

С 1941 по 1945 гг. Дальневосточным морским пароходством было перевезено более 12 млн. т. грузов, в том числе 7,95 млн. т. импортных, Приморской железной дорогой - 46.3 млн. Владивостокский узел мофузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования и материалов способствовала слаженному функционированию военной экономики СССР.

Морякам - участникам плавания в конвоях, в том числе и юнгам вручались специальные знаки. Конвой - это граждан­ские суда, перевозившие под охраной военных кораблей гру­зы, для фронта из портов США во Владивосток, откуда они отправлялись по транссибирской магистрали на запад, в дей­ствующую армию. Среди награжденных этими знаками про­фессора ДВПИ - Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Ю.Н. Нисковский, писатель Л.Н. Князев и многие другие.

Суда Дальневосточного пароходства доставляли грузы по ленд-лизу, как правило, поодиночке [7].

На помощь фронту из порта Владивосток отправлялись боевые суда и подводные лодки. В 1942 г. Северным морским путем на базу Северного флота Полярное совершили переход лидер «Баку», а также эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Сюда же, через Тихий и Атлантический океаны, перешли подводные лодки «Л-15» (капитан-лейтенант В.И. Комаров), «С-51» (командир капитан 3 ранга И.Ф. Кучеренко), «С-54» (командир капитан 3 ранга Д.К. Братишко), «С-55» (командир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин) и «С-56» (командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин) [8]. Это был первый в истории российского подводного плавания небывалый по своей протяженности подводный переход, продолжительностью 17 тысяч миль. За боевые заслуги перед Родиной, подводная лодка «С-56» была удостоена гвардейского звания и награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подводная лодка «С-51» стала Краснознаменной. Командирам подводных лодок – Г.И. Щедрину (1912-1995) и И.Ф. Кучеренко (1908 - 1959) присвоено звание Героя Советского Союза.


 [1] Пегов Н.М. Далёкое-близкое. М.: Политиздат, 1982. С. 143.

[2] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 181.

[3] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 191.

[4] Руднев Г.А. Курсы, проложенные под огнём. Владивосток : Дальневосточное книжное издательство, 1983. С. 11-13.

[5] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 192.

[6] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 195.

[7] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 196.

[8] Вайнер Б. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1965. С. 204-205.